Количество наземных насекомых уменьшилось на суше, но увеличилось в пресной воде

Количество наземных насекомых в мире сокращается на 0,92% в год, что соответствует примерно 24% за 30 лет. В то же время количество насекомых, обитающих в пресной воде, ежегодно увеличивается в среднем на 1,08%. Несмотря на средние значения, тенденции на разных континентах сильно различаются, а в районах, где воздействие человека минимизировано, тенденции выражены слабее. Это результаты крупнейшего на сегодняшний день исследования по изменению численности насекомых, включающих в себя 1676 точек исследований по всему миру, опубликованные в журнале Science. Исследование было проведено учеными из Немецкого центра интегративных исследований биоразнообразия (iDiv), Лейпцигского университета (UL), Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН, Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и ряда других организаций. Оно заполняет ключевые пробелы в знаниях в контексте широко обсуждаемой проблемы снижения численности насекомых.

За последние несколько лет был опубликован ряд исследований, которые показывают резкое снижение численности насекомых во времени. Согласно результатам исследований наиболее угрожающая ситуация складывается в заповедниках в Германии, где зафиксировано значительное снижение биомассы летающих насекомых (снижение на 75% за 27 лет). Это исследование было опубликовано в 2017 году и вызвало бурную реакцию в СМИ. С тех пор в научном мире стало появляться множество публикаций, посвящённых этой проблеме.

Международная группа ученых использовала данные 166 долгосрочных исследований, проведенных в 1676 местах по всему миру в период между 1925 и 2018 годами, для изучения тенденций изменения численности насекомых (количество особей, а не видов).

Исследователями было установлено, что численность наземных насекомых в среднем снижается на 0,92% в год.

Доктор Рул ван Клинк, ученый из iDiv и UL, заявил: «0,92% может казаться не таким уж большим показателем, но на самом деле это означает, что насекомых станет меньше на 30% за 30 лет и на 50% меньше за 75 лет. Уничтожение насекомых происходит тихим способом, и мы не обращаем внимание на изменения за год или два».

Исчезновение насекомых было самым заметным в западных и центральных штатах США, а также в Европе, особенно в Германии.

В целом по Европе негативные тенденции изменения численности насекомых отмечаются, начиная с 2005 года.

Сообщая о «исчезновении насекомых», средства массовой информации часто ссылаются на «феномен ветрового стекла»: люди отмечают, что теперь на ветровых стеклах их автомобилей остается меньше следов от насекомых, чем несколько десятилетий назад. Новое исследование подтверждает это наблюдение, по крайней мере, в среднем.

Соавтор исследования Константин Гонгальский, заведующий лабораторией биогеографии почв географического факультета МГУ, заведующий лабораторией изучения экологических функций почв, д.б.н. отметил: «Многие насекомые могут летать, и это как раз те, которые разбиваются на ветровых стеклах автомобилей. Наш анализ показывает, что количество летающих насекомых действительно уменьшилось. Однако большинство насекомых менее заметны и живут вне нашего поля зрения — в почве, в кронах деревьев или в воде».

Учёными также изучены скрытые местообитания насекомых. В среднем сегодня в траве и в почве живет также меньше насекомых, чем в прошлом . Напротив, количество насекомых, обитающих в кронах деревьев, в среднем осталось неизменным.

Изучение насекомых, которые проводят часть своего жизненного цикла в воде (подёнки), показало среднегодовое увеличение на 1,08%. То есть численность этих насекомых увеличилась на 38% за последние 30 лет. Положительная тенденция была особенно сильно выражена в Северной Европе, на западе США, а с начала 1990-х годов и в России. Авторы предполагают, что наблюдаемые изменения в России, связаны со снижением масштабов промышленного производства. Ван Клинк говорит: «Эти цифры показывают, что мы можем обратить вспять негативные тенденции. За последние 50 лет был предпринят ряд мер по очистке наших загрязненных рек и озер во многих местах по всему миру. Возможно, это позволило восстановить многие популяции пресноводных насекомых».

Пока ученые не смогли объяснить причины происходящего. По-видимому, снижение численности наземных насекомых связано с ростом урбанизации.

Van Klink R., Bowler D.E., Gongalsky K.B., Swengel A.B., Gentile A., Chase J.M. Meta-analysis reveals declines in terrestrial but increases in freshwater insect abundances // Science. 2020. Vol. 368, Issue 6489, pp. 417-420.

DOI: 10.1126/science.aax9931