Обочины России: путешествие на автомобиле от столицы универсиады до столицы зимней олимпиады
В апреле этого года довелось прокатиться на автомобиле от самого центра европейской части России до Сочи. Маршрут был следующим Йошкар-Ола – Казань – Самара – Волгоград – Краснодар – Сочи. Поездка была очень познавательной, не смотря на то, что знакомство с большинством населённых пунктов нашей необъятной родины проходило из окна автомобиля. Тем не менее после этой поездки России у меня сложилось своё впечатление о стране и происходящих в ней процессах.
Моё путешествие началось немногим севернее столицы Универсиады, а точнее в Йошкар-Оле В этом городе прошли моё детство, отрочество и частично юность. Поэтому наибольшее внимание было уделено именно этому городу. Следует отметить, что за последние годы столица республики Марий Эл изменилась очень сильно, особенно её центр. Президент Республики – Леонид Маркелов является поклонником итальянского города Флоренция и всё, что с ним связано. Поэтому Маркелов с завидной настойчивостью пытается воссоздать Флоренцию на холодных берегах реки Малая Кошага (левый приток реки Волга).
В настоящее время, новые набережные и здания обступили берега реки в центре города, и находясь в районе Русского драматического театра может, действительно, сложиться впечатление, что находишься в каком-то европейском городке. Только “предательский” снег в зимнее время года говорит о том, что дело происходит всё-таки не в Италии.
У города есть свой Кремль и Спасская башня.
Особый интерес у гостей и жителей Йошкар-Олы вызывают памятники. Наряду с практически “традиционными” памятниками Патриарху Алексию II и Императрице Елизавете можно увидеть памятники, которые не имеют никакого отношения к отечественной истории. Таковыми являются памятники Грейс Келли и князю Монако Ренье, а также Лоренцо Ди Пьеро Де Медичи “Великолепному”.
Оказавшись за пределами центра можно столкнуться с другой реальностью. Дороги на многих улицах города оставляют желать лучшего, хотя президент республики с этим категорически не согласен.
Посмотрев на творчество Маркелова у меня тоже разыгралась фантазия. Городу, естественно, нужно вернуть историческое название “Царевококшайск”, а лучше “Царёв город”. Название “Йошкар-Ола” потенциальному туристу ничего не говорит. Столицу республики вообще неплохо бы перенести из тупика на Волгу (поближе к транспортной артерии), в район Кокшайска, а точнее в междуречье рек Большая и Малая Кокшага. Чтобы соответствовать стилю итальянского города, между реками, впадающими в Волгу, можно нарыть городские каналы, по которым плавали бы отважные гондольеры… Впрочем ладно, есть дела по-важнее те же самые дороги и вымирающие деревни.
Многие местные жители не понимают Леонида Маркелова, считают, что необходимо спустится с небес на землю и заняться реальными проектами, вместо того, чтобы строить в центре города пародии на памятники архитектуры Флоренции и Москвы. Одно можно сказать наверняка, пройдут десятилетия и столетия, плохие дороги и заброшенные деревни забудутся, а архитектурные творения Маркелова будут по-прежнему стоять. Потомки, разглядывая эти постройки, будут думать, а ведь неплохой был мужичок Леонид Маркелов, своеобразный конечно, но зато креативный. Мог бы попросту всё скоммуниздить, перевести в оффшоры и жить припеваючи на Лазурном берегу, ан нет, что-то после себя всё-таки оставил.
Далее мы оказались на территории Республики Татарстан. Что ни говори, но разница в экономическом развитии между двумя регионами (Марий Эл и Татарстан) видна невооружённым глазом. Дороги стали лучше, мусора меньше, обочины дорог почти на всём пути следования подстрижены и вычищены, поля распаханы.
Казань осталась по правую руку. Мы поехали в направлении реки Камы.
Переехав по мосту через Каму мы остановились попить чайку и заодно полюбоваться открывающимися видами.
Кама является самым крупным притоком реки Волги. Более того, с гидрологической точки зрения Каму можно назвать главной рекой, а Волгу её притоком. От истоков до места слияния этих великих рек протяжённость Камы составляет 1805 км (до строительства плотин и каналов была 2032 км), а Волги – 1390. Бассейн реки Камы имеет более высокие значения средних и абсолютных высотных отметок нежели бассейн Волги. До места слияния рек бассейн Камы включает 73700 рек-притоков, а бассейн Волги только 65500 рек. По водорасходу Кама также вне конкуренции. Водорасход Камы вместе слияния составляет 4300 м³/с, а Волги – только 3100 м³/с. Более того русло Камы геологически является более древним. В четвертичном периоде, до эпохи оледенения, именно Кама впадала в Каспийское море, в то время как Волга была притоком Дона. Площадь водосбора является единственной гидрологической характеристикой, которая у Волги имеет большее значение, чем у Камы (260000 км² против 251000 тыс. км²). Исторически сложилось так, что большинство городов Руси располагалось в бассейне Волги, поэтому эта река стала “главной”. Если бы верх взяли другие народы, живущие восточнее, и стали ядром формирования государства, то могла бы Кама стать “рекой-матушкой” или “великой русской рекой”.
По дороге нередко встречались новые построенные общественные здания (сельские школы, техникумы и т.д.). Местами стояла “припаркованная” сельскохозяйственная техника. Вообщем, всё указывало на то, что в Татарстане село ещё живёт.
До границы с Самарской область оставалось совсем немного, но о ней в следующий раз.