Конец пригородов
Продолжим тему истощения запасов нефти, которой были посвящены фильмы о нефтяном крахе и способах его преодоления. “Конец пригородов” ещё один фильм, рисующий последствия удорожания нефти, на этот раз для пригородов США. Цитаты, прозвучавшие в фильме приведены ниже.
– Более половины населения живёт в пригородах.
– В США первые пригородные дома для среднего класса стали появляться в конце XIX века. Американцы стали стараться убежать из промышленных городов с плохой экологией.
– Между 1870 и 1890 годами возникают первые пригороды, основанные на идее “домик в парке”.
– В начале XX века перед первой мировой войной появляются “трамвайные пригороды” – поселения вдоль трамвайных маршрутов за пределами города.
– В 20-ых годах XX века начинается массовая демократическая моторизация пригородов. Именно тогда отмечается появление первых “автомобильных пригородов”. Вскоре депрессия и Вторая мировая война прерывает развитие пригородов этого типа.
– После войны была поставлена цель обеспечить жильём всех участников войны. Для этого был поставлен план к концу 1947 году построить в стране 2700000 домов. В последующие годы также ежегодно сдавалось в эксплуатацию не менее миллиона домов. В результате США были единственной страной мира, в которой слесари и водопроводчики могли иметь комфортный дом в пригороде.
– Пригороды являются пародией на сельскую жизнь, в них нет истинной прелести сельской жизни, нет связи с растительной и животной природой, с реками, полями, лесами, есть только газон, который является продуктом промышленного производства. Как результат в пригородах нет прелестей сельской жизни, ни удобства – городской.
– В период с 50-70-ых годов XX века американские города были буквально выпотрошены. Многие постройки городов стали сносится, с целью сделать города более удобными для жизни и работы.
– Американский город выплеснули в сельскую местность, его функции переместились следом (хождения за покупками, розничная торговля, офисная деятельность).
– Пригороды всецело заточены под автомобиль. Без машины жизнь в пригороде была бы невозможной.
– Шоссе между штатами превратились в непрерывно застроенные участки. Можно ехать по некоторым таким шоссе и не разу не увидеть природный ландшафт. Он стал сплошным городом. При этом плотность населения в таких районах чрезвычайно низкая. Поэтому в таких районах совершенно невыгодно строить железные дороги, и даже автобусные маршруты здесь не рентабельны. Единственным эффективным видом транспорта является частный автомобиль.
– Пригороды бы не существовали если бы не было дешёвой нефти. В 20-ые годы прошлого века нефть стоила не дороже воды. Дешёвая нефть способствовала формированию пригородной застройки.
– В настоящее время в США продвигаются идеи “Нового урбанизма” – создания коттеджных посёлков удобных для передвижения не только на автомобилях, но и пешком.
В заключение хотелось бы отметить, что фильм “Конец пригородов” был снят в 2004 году, тогда альтернативная энергетика только ещё начинала испытывать бум своего развития. Электромобили пока не могли ещё составить конкуренцию традиционному автомобилю. Поэтому многие аналитики считали, что в ближайшем будущем американские пригороды ожидает незавидное будущее. Прошло 10 лет, в 2014 году всё изменилось. Следует согласится с авторами фильма в одном. Жить в пригородах – это не экологично. Причём неэкологичность заключается не только в высоких энергетических затратах, связанных с перемещением обитателей пригородов, но и полномасштабным преобразованием окружающей среды. Развитие пригородов оставляет все меньше и меньше места дикой природе. Многие виды живых организмов, лишаясь своей среды обитания, оказываются на пороге исчезновения. Для некоторых может показаться странным, но жить в городе экологичнее.